«Перелом позвоночника» — страшные слова. В голове сразу рисуется прикованный к постели человек или инвалидное кресло. Аж мороз по коже! В общем — не дай бог! Врачи, при выставленном диагнозе компрессионный перелом, прописывают строгий охранительный режим, длительное ношение корсета и вводят целый ряд ограничений.

Перелом позвоночника, о котором иногда пациент даже не догадывается

Парадокс, но компрессионный перелом позвонка (или нескольких позвонков) зачастую является случайной находкой рентгенолога. Т.е. для человека перелом позвоночника прошел незамеченным (прим. речь идет о компрессионном переломе без патологического смещения, приводящего сдавления спинно-мозговых структур). Лишь при детальном расспросе больного выясняется, что да, действительно когда-то падал. Спина немного поболела и прошла. При этом, не смотря на отсутствие «лечения», ничего страшного не произошло — руки двигаются, ноги ходят. Почему? Давайте обратимся к анатомо-физиологическим аспектам. Тело позвонка представляет собой коробочку, внутри которой многопористое губчатое, а снаружи компактное костное вещество. Тело позвонка густо оплетено связками, выдерживающим нагрузку нескольких тонн. Связки выполняют функцию стабилизации суставов позвоночника.

Риски травм позвоночника

Перелом может возникать при чрезмерной осевой нагрузке, например, при падении с высоты. Может возникать как патологический — при обычной нагрузке, на фоне недостаточной костной плотности в случаях остеопении и остепороза у пожилых людей или у подростков на фоне ростовых пиков. Здесь также играет роль и состояние мышц спины и нижних конечностей. На фоне мышечной недостаточности или (и) ригидности мышц снижается их амортизация, а риск возникновения травмы значительно увеличивается.

При компрессионной травме происходит спрессовывание губчатого вещества. При этом уменьшается высота тела позвонка, чаще в виде клиновидной деформации. Но связочный аппарат в большинстве случаев остается неповрежденным, по крайней мере, в основной своей массе. Поврежденный позвонок оказывается внутри прочного кокона из связок, как в гипсовой повязке. Костные отломки просто не в состоянии сместиться куда-нибудь. Если же происходит разрыв связок (подобная травма чаще наблюдается при направлении травмирующего удара не по оси, а сбоку) — происходит смещение поврежденного позвонка относительно других выше- и нижележащих сегментов. Вот только тогда и возникает риск сдавления спинного мозга. В этих случаях, безусловно, требуется и иммобилизация, и в некоторых случаях операция по фиксации поврежденного сегмента.

Боли при переломе позвоночника

Сам по себе компремированный позвонок не является источником боли, поскольку не содержит болевых рецепторов. А боль возникает вследствие локального мышечного спазма, посттравматического отека, прилегающих к зоне повреждения тканей, иногда и внутритканевой гематомы. И выраженность болевых ощущений определяется выраженностью вышеуказанных проявлений. В результате мышечного спазма зона перелома находится в состоянии «сдавления». Спазм и отек приводят к нарушению микроциркуляции и развитию местной воспалительной реакции.

Бездействие мышц – лишь усугубление ситуации

При физическом покое и иммобилизации — ношении корсета (который кстати являясь «трубой» открытой сверху и снизу не снимает осевой нагрузки на сломанный позвонок), происходит выключение мышц из работы.

За счет этого блокируется их насосная и обменная функция (см.статью про остеохондроз). При неработающих сосудах воспалительная реакция пролонгируется, кости и хрящи (межпозвонковые диски) и мягкие ткани не получают необходимого питания и как следствие удлинение сроков консолидации и репарации. Мышцы в последующем подвергаются атрофическим процессам. Сосуды закрываются. Развиваются склероз тканей и контрактура суставов. На этом фоне очень рано развиваются дистрофические процессы в виде остеохондроза (спондилоартроза). У таких пациентов в дальнейшем боль уже носит хронический характер.

Кинезитерапия – включите мышцы в работу!

Кинезитерапия предлагает уникальный физиологический немедикаментозный способ по реабилитации компрессионных переломов позвоночника, который можно применять уже в раннем посттравматическом периоде. Метод апробирован и его эффективность подтверждена клиническими и параклиническими показателями. Для скорейшего восстановления предлагается реабилитационная программа на специализированных тренажерах, в основе которой лежит включение мышц позвоночника в режиме декомпрессии (вытяжки).

Лечение компрессионного перелома позвоночника методикой кинезитерапии в Клинике лечения позвоночника и суставов №1 в Митино производится с помощью адаптированных лечебных тренажеров по индивидуальной программе в соответствии с локализацией и обширностью травмы, наличия сопутствующей патологии, а также общего состояния организма. Посредством дозированной физической нагрузки первоначально задействуют мышцы прилегающих к травмированной зоне, а в последующем мышц непосредственно зоны повреждения. Во время амплитудной работы купируется мышечный спазм и соответственно уходит внешнее «сдавление» компремированного позвонка.

При включении мышечных «насосов» естественным путем восстанавливается микроциркуляция. Как следствие — купируется отек тканей и восстанавливается тканевой обмен веществ. Подобный подход к лечению обеспечивает сокращение сроков консолидации и препятствует развитию осложнений дистрофического характера, т.е. направлен на полноценное восстановление работоспособности человека.

Важно знать!!!

Соблюдайте правила выздоровления :

ДОЗИРОВАННОСТЬ - врач назначает дозированность (количество, частота, амплитуда)  лечебных упражнений на реабилитационных тренажерах.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - инструктор-реабилитолог  составляет последовательность выполнения лечебных упражнений на реабилитационных тренажерах.

РЕГУЛЯРНОСТЬ -  полностью зависит от Вас. Для успешного и скорейшего выздоровления пациенту  необходимо регулярно (3 раза в неделю) посещать занятия на реабилитационных тренажерах.

Октябрьское поле

Октябрьское поле

Запишитесь в клинику on-line

Удобная автоматическая запись на прием с выбором даты и времени.

Лечим заболевания спины и суставов

ВИДЕО О КЛИНИКЕ